По итогам 2009г. морской порт Новороссийск занял третье место по грузообороту среди всех портов Европы. Лидером по-прежнему остается порт Роттердам, грузооборот которого за 2009 год составил 385 млн. тонн (-8,6% к 2008 году). Порт Антверпен занимает второе место в топе с показателем оборота 157.8 млн. тонн (-16,7% к 2008 году). Порт Новороссийск за 2009 год увеличил грузооборот на 9.1% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года (или до 122.8 млн. тонн). Таким образом, по итогам 2009 порт Новороссийск сместил с 3-го места порт Гамбург, оборот которого за 2009 год снизился по сравнению с 2008 годом на 21.4% и составил 110.4 млн. тонн.
Следующие (5 и 6 места) в рейтинге европейские порты: Амстердам и Марсель поменялись местами по итогам 2009 года. Амстердам стал 5-ым с показателем оборота 86.7 млн. тонн (-8.5 %), 6-ой – порт Марсель (83 млн. тонн, - 13.5%). Необходимо также отметить порт Приморск (7 место), который также вошел в ТОП 10 крупнейших портов Европы за 2009 год. Грузооборот Приморска вырос на 4.8% и составил 79.2 млн. тонн.
Порт Санкт-Петербург в 2009 году обработал на 15.7% меньше грузов (49.8 млн. тонн) по сравнению с 2008 годом.
Крупнейшие морские линии начали публиковать свои отчеты по результатам работы за 1-ый квартал 2010 года. В основном наблюдается тенденция роста объемов перевозимых контейнеров.
Российская транспортная группа FESCO за 1-ый квартал 2010 года увеличила объем перевезенных контейнеров на рекордные в отрасли 22% по сравнению с тем же периодом 2009 года, до 76.7 тыс. ДФЭ (TEU).
Гонконгская морская линия OOCL (Orient Overseas Container Line) увеличила объем перевозки контейнеров на на 7.2%, до 1.1 млн. ДФЭ (TEU); DP World зафиксировали рост 15% (11.2 млн. TEU).
Другие крупные контейнерные линии: Maersk, CMA CGM, MSC, еще не опубликовали результаты за 1-ый квартал 2010 года.
По итогам 1-го квартала 2010 года выручка одного из крупнейших контейнерных операторов России ОАО «ТрансКонтейнер» (дочерняя компания ОАО «РЖД») по РСБУ выросла на 17% по сравнению с тем же показателем 2009 года и составила 4.2 млрд. руб. Показатель прибыли от продаж вырос более чем в 2 раза и составил 475.2 млн. рублей. Руководство ОАО «ТрансКонтейнер» отмечает эффективность предпринятых мер в 2008 и 2009 гг. по оптимизации расходов, а также своей ценовой политики.
Объем контейнерных перевозок на вагонах ОАО «ТрансКонтейнер» за 1-ый квартал 2010 года снизился на 5% по сравнению с 1 кв. 2009 года и составил 254 тыс. TEU. В т.ч. внутригосударственное сообщение - 158 тыс. TEU, международное сообщение - 96 тыс. TEU. Необходимо отметить рост объемов перевозок с использованием контейнеров собственности ОАО «ТрансКонтейнер» за 1-ый квартал 2010 года на 24% (122 тыс. TEU). На собственных контейнерных терминалах ОАО «ТрансКонтейнер» по итогам первого квартала 2010 года переработано 343 тыс. TEU (рост на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года).
Морская линия Maersk Line по итогам 2010г. стала лидером по грузообороту контейнеров среди всех морских линий, работающих в порту Санкт-Петербург («Большой порт Санкт-Петербург»). Года назад первое место занимала линия – MSC (Mediterranean Shipping Company S.A). Из общего оборота контейнеров Maersk Line увеличила свою долю с 15.2% в 1-ом квартале 2009г. до 23% в 2010г.
Таким образом линия MSC сместилась по обороту контейнеров в порту Санкт-Петербург на второе место после Maersk. За 1-ый квартал 2010г. доля MSC снизилась до 14.2% с 17% в первом квартале 2009 года. Морские линии Unifeeder и CMA CGM по сравнению с 2009 годом остались на своих местах (3 и 4 соответственно), на них приходится 10.7% и 9.4% оборота контейнеров в порту Санкт-Петербург. Пятое место в топе морских линий заняла компания Delta Shipping (её доля за 1-ый квартал 2010г. - 7.3%), вытеснив морского контейнерного перевозчика Containerships.
Обобщая результаты работы морских линий в порту Санкт-Петербург за первый квартал 2010 года, стоит отметить, что практически все морские линии увеличили свои показатели по количеству переработанных контейнеров. Самый заметный рост у Maersk Line – более чем в 2 раза. Связано это, прежде всего с тем, что с начала 2010г. Maersk начали направлять в порт Санкт-Петербург свои океанские судна, о чем официальное открытие данного сервиса было представлено в марте 2010 года.
Негативная динамика по грузообороту контейнеров по итогам первого квартала 2010г. по сравнению с 2009г. отмечается у линий: OOCL и TeamLines.
Рейтинг морских линий, работающих с Большим портом Санкт-Петербург, итоги 1 квартала 2009 и 2010 гг.
Компания FESCO 20 апреля 2010 года отправила свой первый ускоренный контейнерный поезд по маршруту Хамина (Финляндия) – Находка (конечные пункты доставки Китай, Корея, Тайвань). Как заявила компания, срок доставки по железной дороге не должен превысить девять дней. Такой срок обеспечивается прежде всего новой технологией загрузки и ускоренной процедуры таможенного оформления перевозимого груза. Контейнерный поезд состоит из 38 платформ длиной 80-фут., перевозимый груз в контейнерах пилотного поезда – промышленные финские груз.
Данный ускоренный контейнерный поезд – плод сотрудничества контейнерного оператора FESCO, финской компании Nurminen logistics и собственника ж.д. платформ компании «Трансгарант». Вместе 3 компании собираются вывести на новый уровень мультимодальный сервис по доставке грузов через Транссибирскую магистраль.
В Находке данные контейнеры будут отправлены из порта на контейнеровозах FESCO в Китай, Корею, Тайвань. Т.о. новый контейнерный поезд станет составляющей частью общего сквозного сервиса по доставке грузов из Европы в страны Азии, у которого главное преимущество перед морской отправкой – более короткие сроки доставки.
Хотя Fesco удалось договориться с ОАО «РЖД» по выделению отдельной нитки графика для контейнерного поезда, а также об ускоренной процедуре таможенного оформления, многие эксперты сомневаются в заявленных сроках доставки 9 дней. В лучшем случае срок доставки составит 14-15 дней, что вполне приемлемо. Также возникают сомнению о наличии постоянного грузопотока на данном направлении (Финляндия – страны Азии).
Грузооборот порта Находка за 1-ый квартал 2010г. вырос на 4,5% в сравнении с аналогичным периодом 2009г., а именно до 3,98 млн. тонн. Грузооборот контейнеров в порту Находка вырос в 1.8 раза до 2.37 тыс. ДФЭ.
Объем перевалки каменного угля, кокса, включая шихту и антрацит вырос на 64% - до 597 тыс. тонн, лесных грузов на 14% - до 191,7 тыс. т. (в том числе 126,3 тыс. тонн круглого леса и 65,4 тыс. тонн пиломатериалов), черных металлов на 5,3% - до 1,3 млн тонн. Перевалка цветных металлов уменьшилась на 26% (до 73,6 тыс. тн.). Отмечено снижение грузооборота нефтепродуктов - до 1,71 млн. тонн.
С 1 мая 2010 года морской перевозчик Evergreen Line повышает свои ставки на перевозку контейнеров из стран Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Тайвань и т.д.) и Индии в страны Европы и Средиземноморья. Увеличение ставок на фрахт составит $225 на 20-футовый контейнер и $450 на 40-футовый.
Морская линия Evergreen со штабом в Тайване управляет собственным флотом, состоящим из 150 судов общей грузоподъемностью 560 тысяч ДФЭ (TEU). Судоходная линия имеет 240 агентств в странах Азии, Европы, Африки, в Америке, Австралии и в странах Ближнего Востока.